Чем дети моложе, тем большее удовольствие им доставляет процесс обучения и тем легче они обучаются. Чем старше мы становимся, тем меньше верим в то, что обучение - это радость. Напротив, у нас возникает убеждение, что это - пытка. Более того, мы даже уверены, что без мучения нет обучения. Но не так думают маленькие дети

Тонкая моторика

От 0 до 3 месяцев
Умение смотреть
А.1 Устремляет взгляд на предмет и фиксирует его на этом предмете в течение нескольких секунд.
А.2 Провожает взглядом предмет, пересекающий среднюю линию его тела.
А.3 Лежа на спине, следит за предметом, описывающим дугу в 90 градусов в плоскости, перпендикулирной его телу.
А.4 Провожает взглядом предмет, движущийся вертикально

Умение хватать
Б.5 Сцепляет ручки
Б.6 Держит погремушку, когда ее вкладывют ему в руку.

Представление о неизменности существования предмета
A.7 Задерживает взгляд на той точке пространства, откуда исчез предмет.

От 3 до 6 месяцев
Умение смотреть
А.8 Переводит взгляд с одного предмета на другой.
А.9 Изучает глазами предмет, который держит в руке.
А.10 Лежа на спинке, следит за предметом, описывающим дугу в 180 градусов в плоскости, перпендикулярной его телу.
А.11 Смотрит на маленький предмет.

Умение хватать
Б.12 Активно схватывает погремушку.
Б.13 Держит в руках два предмета, когда их ему дают.
Б.14 Тянется к предмету двумя руками.
Б.15 Лежа на спинке, тянется к предмету и достает его.
Б.16 Сидя, тянется к предмету и достает его.
Б.17 Перекладывает предмет из одной руки в другую.

От 6 до 9 месяцев
Умение хватать
Б.18 Согнув кисть и пальцы грабельками, захватывает изюминку.
Б.19 Берет в руки два предмета и держит их.
Б.20 Активно трясет погремушку.
Б.21 Один и тот же предмет пускает в ход по-разному.
Б.22 Вытаскивает штырек из гнезда.
Б.23 Чтобы схватить маленький предмет, использует большой палец с одной стороны и остальные с другой.

Представление о неизменности существования предмета
В.24 Находит частично спрятанную игрушку.
В.25 Когда игрушка падает, смотрит на пол.
В.26 Убирает препятствие, мешающее достичь желанную игрушку

Умение класть или ставить предмет в нужное место
Г.27 Выпускает предмет из руки, если его запястье на что-нибудь опирается

От 9 до 12 месяцев
Умение хватать
Б.28 Подражая взрослому, засовывает свой пальчик в гнездо от штырька.
Б.29 Достает предмет из коробки или вазы.
Б.30 Снимает кольцо со стержня.
Б.31 Для того, чтобы взять изюминку, захватывает ее с двух сторон ("берет в клещи").

Представление о неизменности существования предмета
В.32 Находит полностью спрятанную игрушку

Умение манипулировать предметами
Д.33 Чтобы достать игрушку, тянет к себе веревочку, лежащую на горизонтальной поверхности.
Д.34 Толкает игрушечную машинку или вагончик.
Д.35 Держа в руках по кубику, ударяет ими друг о друга

Умение класть или ставить предмет в нужное место
Г.36 Кладет предмет в мисочку.
Г.37 Надевает на стержень большие кольца.
Г.38 Кладет палочку в банку.

Решение несложных практических задач и головоломок
З.39 Вставляет меньший стаканчик в больший.

Рисование
Е.40 Пытается имитировать рисование восковым мелком.

Навыки обращения с книгой
Ж.41 Рассматривает книгу вместе со взрослым.

от 12 до 15 месяцев
представление о неизменности существования предмета
В.42 Находит предмет, спрятанный под одним из двух лоскутов ткани

Умение класть или ставить предмет в нужное место
Г.43 Вставляет большай штырек в гнездо доски со штарьками и гнездами.
Г.44 Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм.
Г.45 Строит башню из двух кубиков.

Рисование
Е.46 Держит восковой мелок в правильном положении.
Е.47 Оставляет на бумаге следы воскового мелка

Навыки обращения с книгой
Ж.48 Хлопает ручкой по картинке в книжке.
Ж.49 Помогает переворачивать страницы

Умение манипулировать предметами
Д.50 Чтобы достать игрушку, тянет веревочку вверх

Решение несложных практических задач и головоломок
З.51 Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.
З.52 Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку

От 15 до 18 месяцев
Рисование Е.53 Рисует каракули по собственной инициативе

Навыки обращения с книгой
Ж.54 Переворачивает страницы картонной книжки
Ж.55 Переворачивает бумажные страницы книги, захватывая по 2-3 странички сразу.

Решение несложных практических задач и головоломок
З.56 Вкладывает квадратную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (ответстие всего одно).
З.57 Переворачивает бутылочку, чтобы достсть из нее изюминку

Умение манипулировать предметами
Д.58 Манипулирует предметами, пользуясь обеими руками

От 18 месяцев до 2 лет
Подбор и сортировака. Работа с предметами и картинками
И.59 Подбирает предметы к образцу (без вариантов)
И.60 Подбирает предметы к образцу (на выбор даются 2 варианта

Умение хватать
Б.61 Берет в руку булавку или нитку, захватывая ее с двух сторон

Умение класть или ставить предмет в нужное место
Г.62 Строит башню из шести кубиков

Рисование
Е.63 Рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого

Навыки обращения с книгой
Ж.64 Переворачивает по одной бумажные станицы книги.

Решение несложных практических задач и головоломок
З.65 Вставляет друг в друга 4 стаканчика
З.66 Вкладывает треугольную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно.
З.67 Вкладывает круглую пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
З.68 Вкладывает квадратную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
З.69 Вкладывает треугольную пластинку в одно из трех отверстий доски форм. Умение манипулировать предметами
Д.70 Складывает бумагу, имитируя действия взрослого
Д.71 Решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами

Решение несложных практических задач и головоломок
З.72 Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент.
З.73 Собирает головоломку из шести картинок, к каждой из которых достаточно добавить один элемент.
З.74 Собирает головоломку- картинку, из которой удалены 3 элемента.
З.75 Подражая взрослому, строит поезд.
З.76 Ищет механизм, приводящий в действие игрушку

Подбор и сортировака. Работа с предметами и картинками
И.77 Подбирает к картинкам соответствующие предметы.
И.77 Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются 2 варианта).
И.78 Подбирает картинки к образцу (на выбор даются 2 варианта).
И.79 Подбирает картинки к образцу (на выбор даются 4 варианта).
И.80 Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются 4 варианта).

Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе
К.81 По знаку взрослого дает один предмет.
К.82 Подбирает к образцу фигуру определенной формы (на выбор даются 3 варианта).
К.83 Подбирает к образцу предмет определенного цвета (на выбор даются 2 варианта).
К.84 Подбирает к образцу предметы 4 разных цветов (каждый раз даются 2 варианта).

Рисование
Е.85 Рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого.
Е.86 Рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого.
Е.87 Держит восковой мелок пальцами.
Е.88 Сознательно рисует ни бумаге" картинку". Е.89 Рисует круг, имитируя действия взрослого. Е.90 Копирует изображение круга

Умение манипулировать предметами
Д.91 Нанизывает на нить 4 крупные бусины.
Д.92 Нанизывает на нить 4 средние бусины.
Д.93 Режет ножницами.
Д.95 Строит башню из шести деталей набора "Дупло".

Умение класть или ставить предмет в нужное место
Г.96 Строит башню из 8 кубиков.
Г.97 Вставляет 6 маленьких штырьков в гнезда специальной доски

Навыки обращения с книгой
Ж.98 Указывает на отдельные элементы рисунка в книжке.
Ж.99 Рассматривает книжки самостоятельно.

От 3 до 4 лет
Решение несложных практических задач и головоломак
З.100 Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов.
З.101 Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из восьми элементов.
З.102 Собирает головоломку-картинку из четырех абстрактных элементов.
З.103 Подражая взрослому, строит мост.
З.104 Выстраивает пять кубиков в ряд "по росту".
З.105 Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий.

Подбор и сортировака. Работа с предметами и картинками
И.106 Подбирает к картинкам соответствующие карточки.
И.107 Раскладывает карточки по соответствующим картинкам

Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе
К.108 Из трех разных форм по просьбе взрослого выбирает одну.
К.109 Подбирает к образцу предметы определенного цвета (на выбор даются 4 варианта). К.110 Глядя на образец, составляет цветовые комбинации из 4 кубиков.
К.111 Сортирует предметы по величине (2 варианта).
К.112 Сортирует предметы по форме (3 варианта).
К.113 Сортирует предметы по категориям (2 варианта).
К.114 Объединяет предметы в пары по функциональному признаку.
К.115 По просьбе взрослого из 4 предметов выбирает один.
K.116 Сортирует предметы по цвету (4 варианта).
K.117 Подбирает карточки 6-элементного буквенного лото к буквам на большой карте.
К.118 Подбирает карточки 4-элементного лото со словами к словам на большой карте.

Рисование
Е.119 Изображает знак "плюс". имитируя действия взрослого.
Е.120 Имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную литинской букве V (галочку).
Е.121 Копирует знак "плюс".
Е.122 Рисует простую картинку.
Е.123 Закрашивает отдельные части бумаги, пользуясь трафаретом.
Е.124 На большом листе бумаги рисует красками разные линии и формы.
Е.125 Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки и ноги.
Е.126 Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.

Умение манипулировать предметами
Д.127 Нанизывает на нить 4 маленькие бусины.
Д.128 Разрезает полоску бумаги, шириной 2 см.
Д.129 Разрезает на две части квадратик со стороной 10 см.
Д.130 Наклеивает картинку на бумагу.
Д,131 Строит несложные сооружения из шести деталей набора "Дупло". источник - Развитие ребенка до года. Тонкая моторика

Hosted by uCoz